О детской музыкальной школе при Ярославском музыкальном училище (колледже) им. Л.В.Собинова
Историческая справка
Детская музыкальная школа при Ярославском музыкальном училище (колледже) им. Л.В. Собинова была открыта в 1995 году на основании Постановления губернатора Ярославской области А.И. Лисицына от 01.09. 1994 года и приказа № 146 от 06.09 1995 года председателя комитета государственной поддержки культуры и искусства Ярославской области В.Г. Извекова. Её создание было вызвано необходимостью создания надёжной исполнительской базы своих профессиональных кадров, в перспективе – артистов музыкальных творческих коллективов, преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств Ярославля и Ярославской области. Инициаторами создания школы выступили преподаватели и директор училища Н.Г. Бабурова. С 2004 года школой руководит заслуженный работник культуры РФ Л.С. Аббясова. Идея создания двух официальных ступеней (школа — училище) обучения музыкальной профессии имеет глубокие корни в истории российского музыкального образования. Жизнеспособность и необходимость системы двухступенчатой подготовки музыканта-профессионала, созданной ещё в начале XX века семьёй Гнесиных, блистательно доказана поистине выдающимися результатами. Воспитанники подобных музыкальных сообществ составляют сегодня элиту мировой музыкальной культуры. За 23 года своего существования школа уже успела обрести свой неповторимый облик. Взаимосвязь школы и училища создаёт большие преимущества перед другими учебными заведениями. Именно при такой организации учебного процесса наиболее успешно происходит формирование профессионального музыканта. Ученики нашей школы нередко учатся у одного и того же педагога по специальности и теоретическим предметам и в школе, и, поступив в училище. Подобное сосуществование учебных заведений среднего специального образования и начального музыкального воспитания воплощает идею поступательного развития музыканта с самого раннего возраста, обеспечивает линию преемственности традиций. Многие выпускники школы продолжают своё обучение в училище (колледже), а закончив ВУЗы, возвращаются в качестве преподавателей, работают в Ярославском академическом губернаторском симфоническом оркестре, в оркестре русских народных инструментов «Струны Руси», в муниципальном духовом оркестре. Непрерываемость связей между школой, училищем и бывшими учениками стала уже нашей доброй традицией. Став родителями, выпускники «собиновки» с удовольствием приводят своих детей в школу при родном училище. Школа растёт из года в год, увеличивается количество учащихся. Так, если первый выпуск состоял из 2 человек, то в 2018 году свидетельства об окончании школы получили 19 выпускников. Всё более растущая популярность школы объясняется прежде всего высочайшим профессиональным уровнем преподавательского коллектива. Педагоги школы — высококвалифицированные специалисты, яркие, талантливые музыканты, среди которых заслуженные артисты, заслуженные работники культуры, заслуженные деятели искусств, кандидаты наук, члены союза композиторов, лауреаты международных конкурсов. Школа уже не первый год является средоточием инновационного опыта в области академического музыкального образования, сохраняя имидж методического центра проектной и конкурсной жизни города и области. На всех отделениях школы проводятся отрытые уроки и мастер – классы для преподавателей ДМШ и ДШИ Ярославля и Ярославской области. Многие годы развиваются и крепнут творческие связи нашей школы с другими регионами России. Так, яркими событиями 2007 и 2013 годов стали межрегиональные семинары – практикумы для преподавателей музыкально- теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ Костромской области и города Костромы. |
Бабурова Наталья Григорьевна Аббясова Любовь Сергеевна |
Творческая активность преподавателей школы реализуется также в организации самых разнообразных конкурсов юных музыкантов. С 2008 года на базе ДМШ ежегодно проводится областной теоретический конкурс — игра по сольфеджио «Музыкальная угадайка», в 2010 году стартовал областной фестиваль-конкурс фортепианной музыки «Музыкальные надежды», в 2013 году – областной конкурс по музыкальной литературе «Музыкальный эрудит».
В школе всегда велось преподавание по программам повышенной трудности. И сейчас, уже пятый год, в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» обучение проводится по предпрофессиональным программам и отвечать федеральным государственным требованиям. Сохраняя традиции академического музыкального образования, школа идет в ногу со временем: наряду с обязательными традиционными предметами преподаются и новые, такие как «Музыкальная информатика», «Композиция».
В школе функционируют следующие отделения: фортепианное, отделения струнных инструментов (скрипка, виолончель, контрабас), народных инструментов (баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара), духовых и ударных инструментов (флейта, кларнет, саксофон, труба, туба, ударные). Приходя в нашу школу, дети получают возможность обучаться практически на любом духовом инструменте. Явление в наши дни крайне редкое.
Важнейшим показателем творческой активности коллектива преподавателей и учащихся является интенсивность концертной деятельности. Ребята выступают и в училищных концертах, и в музыкальных школах города, в филармонии, играют с ярославскими оркестрами .
В настоящее время школа достойно держит планку профессионального мастерства. За последние три года в профессиональные музыкальные учреждения поступило более половины наших выпускников, воспитаны лауреаты областных, межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов. Воспитанники школы достойно представляют Ярославль и Ярославскую область на фестивалях и конкурсах в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем — Новгороде, Владимире, Вологде, Костроме.
Такое значительное количество достижений в стенах одной маленькой школы уже не редкость, а закономерность. Задана высокая планка профессионализма и новое поколение приходит к нам именно за классическим музыкальным образованием, а классическое в нашем понимание – это традиции, преемственность, а также чуткость к новым методам работы, педагогический поиск. Школа поистине является творческой лабораторией в области педагогического мастерства и хранительницей традиций ярославской школы музыкального воспитания.