ПРИЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
для поступающих на 1 курс по специальностям «Фортепиано» и «Оркестровые струнные инструменты» (скрипка, виолончель)
(на основе программы по сольфеджио ДМШ и ДШИ)
по сольфеджио:
Ритмические трудности: синкопы, ноты с точкой, шестнадцатые.
для поступающих на- 1 курс по специальности
«Инструменты народного оркестра»
(баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара)
по сольфеджио:
1.Написать одноголосный диктант в течение 25-30 мин. Объем 6-8 тактов, в мажорных и минорных тональностях с несложным ритмом. Размеры 2/4,3/4,4/4, ритм, группы: шестнадцатые, ноты с точкой.
2.Спеть с листа незнакомую мелодию с дирижированием в пройденных размерах, включающую паузы, ноты с точкой, слигованные ноты.
3.Спеть разные виды мажорных и минорных гамм до 4-х знаков.
4.Спеть от звука вверх и вниз чистые, малые и большие интервалы, тритоны. Спеть от звука мажорное или минорное трезвучия, Д7 и его обращения.
5.Спеть в натуральном мажоре, натуральном и гармоническом миноре главные трезвучия с обращениями, Д7 и его обращения с разрешением.
6.Определить на слух отдельные интервалы (в пределах октавы), мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д7 и его обращения, вводные септаккорды.
для поступающих на 1 курс по специальности «Оркестровые духовые и ударные инструменты», по специальности «Оркестровые струнные инструменты» (класс контрабаса), по специальности «Вокальное искусство»
по сольфеджио:
1.Спеть мажорные и минорные гаммы (натуральные и гармонические) до 4-х знаков.
2.Спеть с листа незнакомую мелодию в тональностях с одним знаком при ключе. Примером могут служить мелодии из сборника Б. Калмыкова и Г. Фридкина «Сольфеджио», ч. 1, №№232-251.
3.Спеть от данного звука вверх чистые, большие и малые интервалы, мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д7 в основном виде.
5.Определить на слух отдельные интервалы, мажорные и минорные трезвучия, Д7.
Поступающие на эти специальности, ранее не обучавшиеся в ДМШ, проходят проверку музыкальных данных – должны иметь музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
для поступающих на 1 курс по специальности «Хоровое дирижирование» (на основе программы по сольфеджио ДМШ и ДШИ)
по сольфеджио:
1.Написать одноголосный диктант в течение 25 минут. Диктант в объеме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях с несложным ритмом и элементами хроматизма. Размеры 2/4, 3/4, 4/4, ритмические группы: шестнадцатые, триоли, ноты с точкой, простые виды синкоп.
2.Спеть с листа незнакомую мелодию с дирижированием. Мелодия дается в минорных и мажорных тональностях, в размерах 2/4, 3/4,4/4,6/8 и содержит в себе длительности: ноты сточкой, слигованные ноты, паузы. Примером могут служить мелодии из сборников: В. Хвостенко «Одноголосное сольфеджио», вып. 1-2, Б. Калмыков и Г. Фридкин «Одноголосное сольфеджио», А. Драгомиров «Одноголосное сольфеджио».
3.Спеть любую мажорную (двух видов) и минорную (трех видов) гаммы.
4.Спеть от данного звука вверх и вниз чистые, большие и малые интервалы, тритоны и характерные интервалы (ум.7, ув.2) с разрешением.
Спеть от звука 4 вида трезвучий, Д7, его обращения, вводные септаккорды.
5.Спеть перечисленные интервалы в тональностях с разрешением, а также главные трезвучия лада и их обращения.
6.Определять на слух интервалы и аккорды по отдельности и в цепочке (3-4).
для поступающих на 1 курс по специальности «Теория музыки» (на основе программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с семилетним сроком обучения)
по сольфеджио
Знания абитуриентов проверяются на основе требований, разработанных для поступающих на фортепианное и струнное отделения, но при этом они должны свободнее владеть всеми практическими навыками курса (слуховой анализ, пение интервалов, аккордов с разрешением и примеров сольфеджио с листа, ориентирование в тональностях и т. п.).
Кроме устного испытания (пения по сольфеджио) и диктанта, поступающие на теоретическое отделение должны написать письменную работу по музыкальной грамоте, в которую входят:
а) пример на транспозицию (проверка знания тональностей);
б) построение от заданного звука интервалов и аккордов;
в) группировка;
г) определение и построение интервалов и аккордов в тональности. Работа пишется 45 минут.
по музыкальной литературе
Поступающие проходят вступительное испытание по музыкальной литературе по материалу программы для ДМШ в форме собеседования. Абитуриент может подготовить и рассказать биографию композитора, разобрать музыкальное произведение и сыграть несколько отрывков из пройденных сочинений. Во время собеседования абитуриент должен обнаружить понимание общественной роли и значения музыкального искусства, иметь понятие о важнейших музыкальных жанрах и формах, уметь связать образное содержание музыкального материала с выразительными средствами. При этом характеристика творчества или отдельных произведений должна опираться прежде всего на собственные активные представления о музыке.
Необходимыми являются также знание основных исторических событий и наличие определенного литературного и общекультурного кругозора, а также владение навыками литературной речи.
Возможные вопросы для домашней подготовки по музыкальной литературе для поступающих на отделение теории музыки
10.Глинка. Опера «Иван Сусанин».