ПРИЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

для поступающих на 1 курс по специальностям «Фортепиано» и «Оркестровые струнные инструменты» (скрипка, виолончель)

(на основе программы по сольфеджио ДМШ и ДШИ)

по сольфеджио:

  1. Написать одноголосный диктант в течение 25 минут. Диктант в объеме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях, с несложным ритмом а хроматизмами; Размер 2/4,3/4,4/4; Диктуется 10 раз через каждые 2 минуты и еще 5 минут дается на проверку и дописывание.

Ритмические трудности: синкопы, ноты с точкой, шестнадцатые.

  1. Спеть с листа незнакомую мелодию с дирижированием. Мелодия дается в мажорных и минорных тональностях, в размерах 2/4,3/4,4/4, содержит в себе ноты с точкой, слигованные ноты, паузы. Примером могут служить мелодии из сборников сольфеджио: В. Хвостенко «Одноголосное сольфеджио», А. Драгомиров «Одноголосное сольфеджио».
  2. Спеть любую мажорную (двух видов) или минорную гамму (трех видов).
  3. Спеть от данного звука вверх и вниз чистые, малые и большие интервалы, тритоны и характерные интервалы (ув.2 ум.7, ув.5 ум.4) с разрешением.
  4. Спеть в мажорных и минорных тональностях главные трезвучия и их обращения, Д7 и его обращения, вводные септаккорды с разрешением.
  5. Определить на слух отдельные интервалы и цепочку интервалов (3- 4) в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд и его обращения, вводные септаккорды.

для поступающих на- 1 курс по специальности

«Инструменты народного оркестра»

(баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара)

по сольфеджио:

1.Написать одноголосный диктант в течение 25-30 мин. Объем 6-8 тактов, в мажорных и минорных тональностях с несложным ритмом. Размеры 2/4,3/4,4/4, ритм, группы: шестнадцатые, ноты с точкой.

2.Спеть с листа незнакомую мелодию с дирижированием в пройденных размерах, включающую паузы, ноты с точкой, слигованные ноты.

3.Спеть разные виды мажорных и минорных гамм до 4-х знаков.

4.Спеть от звука вверх и вниз чистые, малые и большие интервалы, тритоны. Спеть от звука мажорное или минорное трезвучия, Д7 и его обращения.

5.Спеть в натуральном мажоре, натуральном и гармоническом миноре главные трезвучия с обращениями, Д7 и его обращения с разрешением.

6.Определить на слух отдельные интервалы (в пределах октавы), мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д7 и его обращения, вводные септаккорды.

для поступающих на 1 курс по специальности «Оркестровые духовые и ударные инструменты», по специальности «Оркестровые струнные инструменты» (класс контрабаса), по специальности «Вокальное искусство»

по сольфеджио:

1.Спеть мажорные и минорные гаммы (натуральные и гармонические) до 4-х знаков.

2.Спеть с листа незнакомую мелодию в тональностях с одним знаком при ключе. Примером могут служить мелодии из сборника Б. Калмыкова и Г. Фридкина «Сольфеджио», ч. 1, №№232-251.

3.Спеть от данного звука вверх чистые, большие и малые интервалы, мажорные и минорные трезвучия и их обращения, Д7 в основном виде.

  1. Спеть в мажорных и минорных тональностях главные трезвучия и их обращения, Д7 в основном виде.

5.Определить на слух отдельные интервалы, мажорные и минорные трезвучия, Д7.

Поступающие на эти специальности, ранее не обучавшиеся в ДМШ, проходят проверку музыкальных данных – должны иметь музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

для поступающих на 1 курс по специальности «Хоровое дирижирование» (на основе программы по сольфеджио ДМШ и ДШИ)

по сольфеджио:

1.Написать одноголосный диктант в течение 25 минут. Диктант в объеме 8 тактов в мажорных и минорных тональностях с несложным ритмом и элементами хроматизма. Размеры 2/4, 3/4, 4/4, ритмические группы: шестнадцатые, триоли, ноты с точкой, простые виды синкоп.

2.Спеть с листа незнакомую мелодию с дирижированием. Мелодия дается в минорных и мажорных тональностях, в размерах 2/4, 3/4,4/4,6/8 и содержит в себе длительности: ноты сточкой, слигованные ноты, паузы. Примером могут служить мелодии из сборников: В. Хвостенко «Одноголосное сольфеджио», вып. 1-2, Б. Калмыков и Г. Фридкин «Одноголосное сольфеджио», А. Драгомиров «Одноголосное сольфеджио».

3.Спеть любую мажорную (двух видов) и минорную (трех видов) гаммы.

4.Спеть от данного звука вверх и вниз чистые, большие и малые интервалы, тритоны и характерные интервалы (ум.7, ув.2) с разрешением.

Спеть от звука 4 вида трезвучий, Д7, его обращения, вводные септаккорды.

5.Спеть перечисленные интервалы в тональностях с разрешением, а также главные трезвучия лада и их обращения.

6.Определять на слух интервалы и аккорды по отдельности и в цепочке (3-4).

для поступающих на 1 курс по специальности «Теория музыки» (на основе программы по сольфеджио ДМШ для специальностей с семилетним сроком обучения)

по сольфеджио

Знания абитуриентов проверяются на основе требований, разработанных для поступающих на фортепианное и струнное отделения, но при этом они должны свободнее владеть всеми практическими навыками курса (слуховой анализ, пение интервалов, аккордов с разрешением и примеров сольфеджио с листа, ориентирование в тональностях и т. п.).

Кроме устного испытания (пения по сольфеджио) и диктанта, поступающие на теоретическое отделение должны написать письменную работу по музыкальной грамоте, в которую входят:

а)       пример на транспозицию (проверка знания тональностей);

б)      построение от заданного звука интервалов и аккордов;

в)      группировка;

г)       определение и построение интервалов и аккордов в тональности. Работа пишется 45 минут.

по музыкальной литературе

Поступающие проходят вступительное испытание по музыкальной литературе по материалу программы для ДМШ в форме собеседования. Абитуриент может подготовить и рассказать биографию композитора, разобрать музыкальное произведение и сыграть несколько отрывков из пройденных сочинений. Во время собеседования абитуриент должен обнаружить понимание общественной роли и значения музыкального искусства, иметь понятие о важнейших музыкальных жанрах и формах, уметь связать образное содержание музыкального материала с выразительными средствами. При этом характеристика творчества или отдельных произведений должна опираться прежде всего на собственные активные представления о музыке.

Необходимыми являются также знание основных исторических событий и наличие определенного литературного и общекультурного кругозора, а также владение навыками литературной речи.

Возможные вопросы для домашней подготовки по музыкальной литературе для поступающих на отделение теории музыки

  1. Гайдн. Симфония №103, ми-бемоль мажор
  2. Моцарт. Соната №11, ля- мажор.
  3. Моцарт. Симфония № 40, соль- минор(1 часть).
  4. Бетховен. Жизнь и творчество.
  5. Бетховен. Соната №8, до — минор, «Патетическая».
  6. Бетховен. Симфония №5, до — минор.
  7. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
  8. Песни Шуберта.
  9. Шуберт. «Неоконченная симфония», си- минор. 1 часть.

10.Глинка. Опера «Иван Сусанин».

  1. Бородин. Опера «Князь Игорь».
  2. Жизнь и творчество Римского — Корсакова.
  3. Римский — Корсаков. Опера «Снегурочка».
  4. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».
  5. Чайковский. Опера «Евгений Онегин».