25 сентября в Малом зале Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л.В. Собинова состоялась творческая встреча с Борисом Владимировичем Мукосеем, известным российским музыковедом, преподавателем Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Послушать маэстро слова собрались студенты и преподаватели историко-теоретического отделения.
Лекция Мукосея была посвящена камерному вокальному творчеству Франца Шуберта, в котором, как мы знаем, композитор выступил большим новатором. Казалось бы, тема эта хорошо и всесторонне исследована в истории музыкального искусства. Да и примеры, к которым обращался лектор, — «Полевая розочка», «Форель», «Лесной царь», «Ave Maria», песни из вокальных циклов «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» — знакомы многим слушателям, тем более студентах музыкального училища. Но Борис Владимирович сумел продемонстрировать нам и не вполне знакомые моменты в содержании, музыкальном языке и форме этих произведений.
Например, он обратил внимание на возможные и уже существующие разные интерпретации исполнения, меняющие подчас привычные представления не только о художественном смысле музыки, но и её жанровых особенностях. Так, баллада «Лесной царь» (на стихи Гёте) в исполнении не одного, а троих певцов, с разными тембрами голосов, связанных с основными действующими лицами повествования, усиливает театральный эффект этой драматической сценки и, быть может, указывает на сходство с оперным жанром. А драматическая по характеру песня-романс «Липа» из цикла «Зимний путь» на слова В. Мюллера, изложенная не сольно, а хором без инструментального сопровождения приобретает вдруг оттенок духовной музыки, черты жанра хорала.
Также лектор высказал мысль, что говоря об архетипах и интерпретациях стоит учитывать, что мы, в основном, обращаемся к переводам песен и романсов Шуберта. Но как бы ни были хороши переводы (на русский язык), они не могут учесть всех нюансов языка и всех смыслов – явных и скрытых – которые таят в себе архетипы австро-немецкого фольклора. Так образ липы или рыбки форели – это олицетворение чистоты и невинности, а Лесной царь – это неоднозначный, не всегда злой персонаж, а скорее мифологическая данность (а для подобных мифологических персонажей завлекать людей в свой мир – это не зло, а природное свойство).
И Борис Владимирович указывает на важность интерпретации, на важность обращения к первоисточнику — для того, чтобы постичь истинный смысл произведений великого мастера — искусно подкрепляя свою лекцию интереснейшими и неожиданными примерами. Однозначно, после прошедшей творческой встречи многие загорятся желанием узнать о песенном творчестве Франца Шуберта больше!
Ярославское музыкальное училище им. Л.В. Собинова в лице всего историко-теоретического отделения благодарит за бесценный опыт замечательного лектора, музыковеда, истинного исследователя музыки Бориса Мукосея и надеется, что подобные творческие встречи еще не раз пройдут в стенах училища.
Ведь для наших студентов это бесценный опыт и пример того, кем может быть выпускник ИТО и как можно вызывать, разжигать и взращивать интерес к классической музыке в наши дни.
Несомненная важность творческой встречи и в том, что она развеивает представление о бедном и несчастном музыканте (вроде того, что у Шуберта в песне «Шарманщик»). Профессия музыканта и конкретнее — музыковеда – безумно интересна, а простор для творческих исканий – безграничен, что и показал на своем примере Борис Владимирович!
Comments are closed