Рубрика

25 сентября в Малом зале Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л.В. Собинова состоялась творческая встреча с Борисом Владимировичем Мукосеем,  известным  российским музыковедом, преподавателем Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Послушать маэстро слова собрались студенты и преподаватели историко-теоретического отделения.

Лекция Мукосея была посвящена камерному вокальному творчеству Франца Шуберта, в котором, как мы знаем, композитор выступил  большим новатором. Казалось бы, тема эта хорошо и всесторонне исследована в истории музыкального искусства. Да и примеры, к которым обращался лектор,  — «Полевая розочка», «Форель», «Лесной царь», «Ave Maria», песни из вокальных циклов «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» — знакомы многим слушателям, тем более  студентах музыкального училища. Но Борис Владимирович сумел продемонстрировать  нам и не вполне  знакомые    моменты в содержании, музыкальном языке  и форме этих произведений.

Например, он обратил   внимание на возможные и уже существующие разные интерпретации исполнения,  меняющие подчас привычные  представления не только о художественном смысле музыки, но и её жанровых особенностях. Так, баллада «Лесной царь» (на стихи Гёте) в исполнении не одного, а троих певцов, с разными тембрами голосов, связанных с основными действующими лицами повествования, усиливает театральный эффект этой драматической сценки  и, быть может, указывает на сходство с оперным жанром.   А драматическая по характеру песня-романс  «Липа» из цикла «Зимний путь» на слова В. Мюллера, изложенная  не сольно, а хором без инструментального сопровождения приобретает вдруг оттенок духовной музыки, черты жанра хорала.

Также лектор высказал мысль, что говоря об архетипах и интерпретациях стоит учитывать, что мы, в основном, обращаемся к переводам песен и романсов Шуберта. Но как бы ни были хороши переводы (на русский язык), они не могут учесть всех нюансов языка и всех смыслов – явных и скрытых – которые таят в себе архетипы австро-немецкого фольклора. Так образ липы или рыбки форели – это олицетворение чистоты и невинности, а Лесной царь – это неоднозначный, не всегда злой персонаж, а скорее мифологическая данность (а для подобных мифологических персонажей завлекать людей в свой мир – это не зло, а природное свойство).

И Борис Владимирович указывает на важность интерпретации, на важность обращения к первоисточнику — для того, чтобы постичь истинный смысл произведений великого мастера — искусно подкрепляя свою лекцию интереснейшими и неожиданными примерами. Однозначно, после прошедшей творческой встречи многие загорятся желанием узнать о песенном творчестве Франца Шуберта больше!

Ярославское музыкальное училище им. Л.В. Собинова в лице всего историко-теоретического отделения благодарит за бесценный опыт замечательного лектора, музыковеда, истинного исследователя музыки Бориса Мукосея и надеется, что подобные творческие встречи еще не раз пройдут в стенах училища.

Ведь для наших студентов это бесценный опыт и пример того, кем может быть выпускник ИТО и как можно вызывать, разжигать и взращивать интерес к классической музыке в наши дни.

Несомненная важность творческой встречи и в том, что она развеивает представление о бедном и несчастном музыканте (вроде того, что у Шуберта в песне «Шарманщик»). Профессия музыканта и конкретнее — музыковеда – безумно интересна, а простор для творческих исканий – безграничен, что и показал на своем примере Борис Владимирович!

Tags:

Comments are closed

Архив
Культура.РФ

ПОС
Решаем вместе
Есть вопросы по статистике или сдаче форм?
Календарь
Ноябрь 2024
Ср Чт Пт Сб Вс Пн Вт
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930