Сентябрьская сессия Регионального образовательного центра Юрия Башмета в Ярославском музыкальном училище (колледже) им. Л.В. Собинова ознаменовалась новым ярким событием. Это была встреча с преподавателем теоретических дисциплин, кандидатом искусствоведения, доцентом Московской государственной консерватории, преподавателем МССМШ им. Гнесиных, старшим научным сотрудником Государственного института искусствознания Еленой Марковной Двоскиной.

Теория музыки всегда представляется будущим музыкантам чем-то непонятным и непознаваемым, ее изучение обычно сопряжено со значительными трудностями. Поэтому приезд преподавателя-теоретика такого ранга вызвал большой интерес. На лекциях и занятиях, проводимых Еленой Марковной, присутствовали не только ярославцы, но и ученики и преподаватели детских музыкальных школ Гаврилов-Яма, Рыбинска, Переславля.

Программа творческой встречи была весьма разнообразной и затронула почти все основные предметы теоретического цикла: элементарную теорию музыки, гармонию, анализ музыкальных произведений. Обращала на себя внимание необычная и поэтому особенно интересная тематика лекций.

В сообщении на тему «Апология теории» речь шла о зарождении и развитии музыкально-теоретической науки. Факты древней истории неопровержимо доказывают, насколько важной была роль науки о музыке в создании общей картины мира, в обосновании сути жизненного порядка. Проведя линию познания вглубь веков, Елена Марковна помогла юным слушателям на разнообразных и точных примерах понять, что же в самом деле «движет солнце и светила» в необозримом пространстве музыки.

Большое внимание вызвала и тема «Музыкальная нотация как улика», посвященная истории нотного письма. Такие простые и привычные пять линеек, ключи и ноты прошли долгий, сложный, полный открытий и противоречий путь, прежде чем окончательно утвердились в музыкальной практике. Особенно заинтересовали юных музыкантов уникальные иллюстрации старинных образцов записи музыкальных произведений, больше похожие на искусные абстрактные рисунки, чем на нотные примеры. Печать авторских рукописей убедительно доказала, насколько нотация демонстрирует особенности музыкального мышления композиторов разного времени.

Два сообщения предназначались для студентов музыкального училища. В первом из них, «Краткой истории ошибок», говорилось о главных «мучителях» многих поколений обучающихся музыке — параллельных квинтах, которые на разных исторических этапах были и основным «строительным материалом» музыкальных произведений, и грубой ошибкой неопытного композитора, и средством создания яркого музыкального образа. Важное место в лекции также занял ответ на вопрос, который особенно остро стоит перед начинающими композиторами: писать музыку — это избегать запрещенного или творить в рамках возможного?

Второе сообщение училищной тематики называлось «Метрическая основа простых форм» и затрагивало проблемы соответствия (или удивительного несоответствия!) метроритмической структуры периода его реальной нотной фиксации. Метроритмическая составляющая музыкального произведения является основополагающей в прочтении, верном осмыслении и точном исполнении созданного композитором, но правильный анализ метроритма на всех уровнях сложен и не всегда приводит к однозначному решению. Поэтому методические установки и рекомендации преподавателя-аналитика высокого уровня представляют большую ценность для будущих музыкантов и педагогов.

В программу творческой встречи с Е.М. Двоскиной входили также консультации для студентов-теоретиков и исполнителей, получивших важные практические советы, полезные для их будущей профессиональной деятельности.

Хочется искренне поблагодарить Елену Марковну за время, подаренное молодым музыкантам, необходимое для их творческого роста. Слушатели, студенты и преподаватели, высоко оценили глубину и разносторонность знаний, мастерство преподнесения материала, владение словом, краткость и точность формулировок. Благодаря ярким зрительным и музыкальным иллюстрациям, юные слушатели чувствовали себя участниками увлекательного процесса поиска и открытия истины, забывая о том, что теория музыки сложна и непознаваема. Несомненно, эта встреча убедила их в правильности своего выбора профессии, в том, насколько интересным и захватывающим может быть познание музыки.

Е.В. Янковская

преподаватель ЯМУ (колледжа) им. Л.В. Собинова

Tags:

Comments are closed

Архив
Культура.РФ

ПОС
Решаем вместе
Есть вопросы по статистике или сдаче форм?
Календарь
Ноябрь 2024
Ср Чт Пт Сб Вс Пн Вт
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930